Считанные недели назад тема биоэтанола в бензине была поставлена на повестку дня перед журналистами Донецкой области. Тогда, опираясь на публичные заявления, мнение специалистов и живые примеры, удалось выяснить, что внедрение спиртосодержащего бензина на заправки Украины, есть явление положительное. Теперь же «акулам пера и микрофона» позволили собственными глазами увидеть производство экологического топлива. В качестве объекта исследования – завод компании «Агро-Нафта», производящей экобензин под брендом Extra.
Заводская обстановка
Перед входом на территорию предприятия все проходят краткий инструктаж по технике безопасности. На самой проходной журналисты получают защитные каски.
«Значит, это у нас административный корпус и лаборатория здесь находятся, дальше резервуарный парк для хранения готовой продукции – подземный и надземный, эстакада автоналива на три цистерны, справа железнодорожная эстакада, – ведет экскурсию Андрей Макаренко, инженер-технолог компании «Агро-Нафта». – А производство находится немножко в стороне».
Часть журналистского десанта сразу же отправляется поглазеть на производственные мощности, а часть и дальше продолжает слушать инженера-технолога. Вопреки всем ожиданиям, сама перерабатывающая установка имеет скромные размеры – занимает площадь равную 20-25 квадратным метрам.
«Это установка по стабилизации углеводородного сырья при изготовлении альтернативных видов топлива», – кратко описывает главный объект завода начальник производства компании «Агро-Нафта».
Затем приглашает посмотреть на процесс производства нетрадиционного топлива через пульт управления установкой. Хвастается – система иностранная, Siemens.
Цифры
В месяц «агронафтовцы» производят примерно 2,5 тыс. тонн бензина на спирту, тогда как резервуары способны хранить 4 тысячи тонн. В своем сегменте, по словам Андрея Макаренко, острой конкуренции фирма не ощущает. Несмотря на то, что в Донецкой области существуют еще два предприятия, которые специализируются на производстве топлива с биоэтанолом. Речь здесь идет о «Биохимгрупп» и «Азовской нефтяной компании». Инженер-технолог «Агро-Нафты» поясняет: его компания с такими объемами продукции не мешает как производителям традиционного топлива, так и экологического. И тут же добавляет: Лисичанский НПЗ сделает 2,5 тысячи тонн всего за два дня.
Спирт «Агро-Нафта» покупает украинский. В числе прочих были названы поставщики из Сумской и Киевской области. Макаренко уточняет, что нелегко было найти подходящий биоэтанол для дизельного топлива. В итоге удалось наладить производство только летнего варианта дизеля с маркировкой B30 (30% биоэтанола). Зимой на таком топливе без предварительного прогрева двигателя автомобиль не завести.
Биотопливо – шаг вперед
Исключительно в положительных тонах видит производство экобензина старший научный сотрудник Института физико-органической химии и углехимии им. Литвинено НАН Украины Сергей Суйков. По его мнению, повсеместное использование нетрадиционного вида топлива только на руку украинской промышленности.
«Проблема в том, что у нас простаивает большое количество мощностей спиртопроизводящих, – рассказывает Суйков. – Изначально еще с советских времен эти мощности рассчитывались на химическое потребление – в 30-ые годы начиналось производство синтетического каучука, лебедевского. (Каучук — ред.) из спирта делали, а производство спирта из картофеля и прочего сырья. Нет уже давно потребителя этого каучука, процесс давно ушел еще в советские годы, а мощности остались. Ну сколько-то выпили водки, а остальное куда-то надо девать. Это очень разумный подход».
Кандидат химических наук резюмирует: «Вот редкая ситуация, когда о нашей промышленности можно сказать: «Ну действительно все правильно». Единственное, что мало».
Качество, подтвержденное экспериментом
После непродолжительной экскурсии по заводу, журналистов запускают в святая святых – лабораторию «Агро-Нафты». Там уже приготовлены специальные емкости для проведения показательного эксперимента. Андрей Макаренко наливает обычный бензин и топливо торговой марки Extra в две разные чаши. Затем поочередно поджигает горючее, и накрывает чаши обычными трехлитровыми банками. Через некоторое время инженер-технолог «Агро-Нафты» банки снимает и переставляет на белоснежные салфетки. Не проходит и пяти минут, как Макаренко демонстрирует результат – копоти от бензина «Экстра» на «бумажках» оказывается существенно меньше.
Здесь стоит добавить, что бензин компании «Агро-Нафта» имеет синий цвет. Такой ход объясняется ничем иным как желанием обезопасить себя и своих клиентов от подделки.
«Это все-таки новый вид топлива, спиртовой, на основе биоэтанола, и могут под это дело нехорошие люди чего-то подмешать», – поясняет Андрей Макаренко.
После экскурсии по предприятию «Агро-Нафта» развеялись последние сомнения касательно использования биоэтанола в топливе. Однако «заразить» этими мыслями автовладельцев оказывается не так просто. Во время визита в обитель «синего бензина» то и дело приходилось слышать тезис, что клиенты «Агро-Нафта», как правило, не спешат жаловать компанию до того, как сами не попробуют экотопливо. И только когда заливают в бак бензин марки Extra во второй, третий и четвертый раз, проявляют лояльность. Отсюда вывод, что спиртовое топливо окажется востребованным и со временем вытеснит традиционный бензин. Вот только процесс этот будет происходить отнюдь не быстро, как бы того хотели в «Агро-Нафта» и других компаниях, производящих экологическое топливо.
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO