C ноября 2012 года при поддержке Европейского Союза в Украине осуществляется партнерская программа «За честные государственные закупки в системе образования». Инициировали проведение мониторинга общественные организации «Центр политических студий и аналитики» и «Лаборатория законодательных инициатив». Куратором программы в Донецкой области является Макеевская городская общественная организация «Батьківщина», эксперты которой провели очередную волну информационных запросов.
 
Как известно, распорядителями бюджетных средств являются  районные отделы и управления образования в городах области,  которые через тендерные процедуры заключают договора поставок и, естественно, должны контролировать их надлежащее исполнение. При этом материалы о степени прозрачности тендерных закупок можно, хотя и с большим трудом, найти на специализированных сайтах (ведь статья 10 Закона «Про здійснення державних закупівель» обязывает заказчика опубликовать на веб-портале уполномоченного органа tender.me.gov.ua пакет документов по торгам). А вот какие-либо данные об исполнении договора можно добыть лишь с помощью Закона «Про доступ до публічної інформації», рассылая по инстанциям запросы и убеждая чиновников, что они все же обязаны ответить.
 
На данном этапе мониторинга эксперты МГОО «Батьківщина» задались целью выяснить, каким образом чиновники от образования контролируют качество товаров, закупаемых на бюджетные деньги. В первую очередь речь идет о продуктах для столовых в школах и детских садах. Согласитесь, это тот случай, когда качество значительно приоритетнее цены. Для этого от десяти отделов и управлений образования Донецка и области были запрошены документы подтверждающие качество продуктов, приобретаемых по результатам государственных закупок у двадцати поставщиков – победителей тендеров. Все выбранные  для проверки договора заключались в январе – апреле, а поставки по ним должны осуществляться партиями на протяжении всего года.
 
Капля меда
 
Отрадный факт – заметно уменьшилось количество безответных запросов. Если на предыдущих этапах мониторинга до 40-45% адресатов просто могли проигнорировать обращение, то сейчас ответы получены от 70% учреждений. Согласитесь, прогресс существенный. Традиционно отмолчались Кировский, Ворошиловский и Петровский районные отделы образования города  Донецка. Но от всех остальных в установленные сроки поступили деловые, конкретные ответы, подкрепленные пакетом приложенных первичных документов (за исключением одного, весьма показательного письма – отписки, но об этом позже). Идиллия? К сожалению, эйфория мгновенно улетучивается после беглого анализа предоставленной документации.
 
Напомним, что каждая партия отгруженных продовольственных товаров должна сопровождаться декларацией производителя (качественным сертификатом) с указанием: наименования и адреса изготовителя, ссылки на стандарты, номер партии, условия хранения, транспортировки, конечный срок реализации и т.п. Помимо этого должно быть заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы, а на некоторые товары  (к примеру, мясо, яйца, рыба) обязательно наличие ветеринарного свидетельства. Таким образом, к моменту исследования, по каждому договору поставки должна была накопиться объемная папка сопроводительной документации.
 
И такой эталонный пример нашелся. Константиновское горуправление образования договор с фирмой «Эдельвейс» заключило 25 апреля 2013 года. За неполные три месяца осуществлено пять поставок свежих яиц, все с птицефермы ЧП «Балабанова» (что в том же Константиновском районе) на все поставки имеется полный пакет документов, которые производитель выдал непосредственно на имя поставщика, без обычной в таких делах цепочки посредников. Прекрасный, но, увы, это единственный пример.
 
К документации практически по всем остальным договорам имеются вопросы и замечания. Вот, к примеру, все те же куриные яйца. Поставщик – ООО «Марис 2006», заказчик – Калининский райотдел образования Донецка. Договор с февраля 2013г на поставку 140 000 яиц в течение года. В наличии имеется и паспорт качества, и ветеринарная справка, выданные поставщику, но… лишь на одну партию (чуть более 3-х тысяч штук) от 26 июня. Единственную за 4 месяца. Либо детишки слопают оставшиеся 137 тысяч в канун Новогодних праздников, то ли остальные партии были некачественными, то ли чиновник, готовивший ответ, формально подошел к делу… Остается лишь догадываться.
 
Смешались в кучу
 
А вот случаи далеко не так безобидные. Буденовский район Донецка. Все то же вездесущее ООО «Марис 2006» поставляет повидло фруктовое. Декларация производителя – ЧП «Габро». На документе отсутствует дата выдачи, дата изготовления продукта, срок реализации, отсутствуют номера партии. Еще одно удостоверение качества – ФЛП Захарчук О.А.  В графе «дата изготовления» – прочерк, в графе «№ накладной» – прочерк, о сроке реализации не упоминается. Зато указан получатель – ЧП Чуприна В.П. Имеется еще одна отметка – печать «для сертификатов» ООО «Мегамаркет». Нетрудно проследить всю запутанную историю многострадального повидла. Захарчук – Чуприна – «Мегамаркет» – «Марис 2006» и, наконец-то, каморка школьной (садиковской) столовой.
 
Ну, и парочка примеров как из анекдота. Город Донецк, Куйбышевский район. ООО «Марис 2006» (ну как же без него) поставляет в школы и садики сыр твердых сортов. Все честь по чести – заключение санэкспертизы и сертификат соответствия выданные, как и положено, обществу «Молочная компания Дружба», которое производит замечательные сыры в экологически чистой местности – Николаевская область, город Новая Одесса. А вот и предоставленное с этой же партией сыров удостоверение качества на … молоко от ПАО «Лактис», что в Марьинке под Донецком.
 
Буденовский район в Донецке. Поставщик конечно же все тот же «Марис 2006». На этот раз он приготовил нам сюрприз в виде сухофруктов родом из Узбекистана (?). Впрочем, страна происхождения продукта остается под вопросом, потому, что обязательного заключения санитарной экспертизы не имеется. Зато имеется весьма интересное качественное удостоверение № Д-00003616 к расходной накладной за тем же номером от 01.06.2013 года, которое выдано ЧАО «Донецкрыба». Что вы, мы совсем не ставим под сомнение право этого акционерного общества приторговывать и сухофруктами. Если бы на удостоверении не обнаружились два штампа. Первый гласит «рыба паразитарно чистая». На втором текст «товар осмотрен товароведом». Но отсутствуют как подпись этого товароведа, не обнаружившего на урюке рыбных паразитов, так и дата замечательного осмотра. А ведь компотик из такого сухофрукта может выпить маленький ребенок, который даже не сумеет рассказать нянечке, что животик у него заболел, возможно, из-за запаха селедки от чашки с компотом.
 
Что делать, чтобы не было виноватых
 
Вернемся к упомянутой выше отписке из городского управления образования города Донецка. Весьма подготовленная служащая этого учреждения Кондратьева А.С. совершенно справедливо указывает автору запроса, что «…постачання згідно договору здійснюється протягом декількох місяців роздрібними партіями для кожного закладу окремо… Більш доцільним є контроль якості за кожною партією, що і здійснюється. Тобто кожна поставка окремо супроводжується пакетом документів, що підтверджують якість продукції…». Так ведь и хотелось бы увидеть этот пресловутый пакет документов, сопровождающий каждую партию, для этого и запрос направлялся. Однако вместо копий документов гр. Кондратьева дает ценный совет, учитывая, что «…контроль дотримання санітарно-гігієнічних норм покладене на Державну санітарну службу України…» и поэтому «…управління освіти Донецької міськради не є розпорядником запитуваної інформації…» она предлагает обратиться к «…належному розпоряднику цієї інформації…».Правда не совсем понятно кто этот «належний розпорядник». То ли «..кожний окремий заклад…», то ли  вся «…Державна санітарна служба України». Но ведь договор то заключало именно городское Управление образования. И от распоряжения бюджетными средствами оно явно не желает отказываться. А вот работу по контролю исполнения своих договоров желает на кого-то спихнуть.
 
И все же в вышеупомянутом ответе имеется рациональное зерно. Если распорядителями бюджетных средств станут упомянутые «кожні заклади окремо», то есть школы, дошкольные учреждения, скорее всего контроль за качеством продуктов (да и за ценовой политикой) значительно повысится. А если в тендерные комиссии (комиссии по закупкам) ввести заинтересованных представителей родительских комитетов то, надеемся, рыбные сухофрукты и вовсе навсегда исчезнут из меню школьной столовой.
 
Автор: Михаил Горбань
Фото: Макеевка-INFO

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *