Не первый год населению Украины то и дело приходится слышать от руководителей неправительственных организаций и членов иностранных посольств, что гражданское общество в нашей стране находится на зачаточном уровне. Что публичное сопротивление или как минимум не согласие с действиями тех или иных властных структур проходит вяло и неэффективно.
С точностью до наоборот видят ситуацию властные мужи Украины. Власть имущие с той же частотой утверждают, что общественников стало на украинской земле слишком много и те мешают нормальной работе государства. Чего только стоят высказывания нардепов от «Партии регионов» Александра Ефремова, Елены Бондаренко и Вадима Колесниченко. Все в один голос трубят: общественные организации – это иностранная интервенция. Однако так ли страшен черт, как его малюют? Действительно ли гражданское общество не только не приносит пользу, но и наносит ощутимый вред стране? Попытаемся в этом разобраться.
Исторический экскурс
«В античные времена понятие «гражданское общество» относилось, прежде всего, к занятию политикой небольшой группы свободных людей, граждан. Оно подразумевало права и обязанности граждан, относящиеся к участию в принятии политических решений, к участию в общественной жизни. Аристотель и позднее Цицерон говорили о политическом обществе — сообществе граждан, занимающихся политикой. С течением времени, по мере того, как изменялось значение слова «гражданин», а занятие политикой приобретало форму, отличную от афинской демократии, гражданское общество начало означать такую область общественной жизни, которая является независимой от государственной власти и политических решений. Традиционное основание того, что и сегодня в значительной степени составляет содержание понятия «гражданское общество», то есть независимых и самоуправляемых ассоциаций и институтов, закладывалось в Европе в период позднего средневековья. Благодаря развитию ремесел и торговли начали появляться «островки свободы», не подчинявшиеся государственной власти», – пишет в своей работе «Громадянське суспільство та права людини» Зузана Фиалова.
Эксперт акцентирует внимание читателей на том, что гражданское общество появилось благодаря финансовой независимости. Также из статьи следует, что активисты, так или иначе всегда будут связаны со средним классом и интеллигенцией. Поскольку для изменения ситуации, условно выражаясь, снизу нужна внутренняя мотивация и возможности.
Зузана Фиалова кроме этого упоминает, что объединение граждан происходит по определенным причинам, связанным с ущемлением их прав. Первопричиной же такой ситуации является нарушение некоего социального контракта между индивидуумом и государством. Так как последнее располагает массой полномочий и не желает иметь какой-либо альтернативы себе, как доминантному элементу. Соответственно и противопоставляет себя гражданским институциям.
Права человека и гражданское общество
Если проанализировать всю имеющуюся в сети и на бумаге информацию, то нетрудно понять, что понятие «гражданское общество» тесно – если не неразрывно – связано с понятием «права человека». Вот только последнее стало широко применяться сравнительно недавно, тогда как по факту существовало не одно столетие.
Ключевой вехой в таком важном направлении жизни общества как права человека стал 1950 год. Именно тогда была принята Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека. Ее суть заключалась в том, что ведущие страны Старого света наконец-то обрисовали тот минимум, который должна гарантировать каждая страна-член Совета Европы. Здесь и статья 2, которая гарантирует право на жизнь, и статья 3, запрещающая пытки, и статья 4, накладывающая вето на рабство и принудительные работы.
Однако этот документ не только гарантирует казалось бы прописные истины, но и дает возможность практически каждому человеку оспаривать свои взаимоотношения с государством в Европейском суде по правам человека. А ведь иногда речь идет о таких болезненных для Украины вещах как право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5), право на уважение к личной и семейно жизни (ст. 8), свобода выражения взглядов (ст. 10), свобода собраний и объединений (ст. 11), право на справедливый суд (ст. 6). К слову, не так давно Европейский суд по правам человека признал вину Украины перед экс-главой МВД как раз по статье 5 и статье 18 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Хотя защита Юрия Луценко надеялась, что ЕСПЧ удовлетворит просьбу признать нарушения и по статье 6.
Подытоживая все вышесказанное получаем, что права человека являются двигателем гражданского общества и залогом его развития. Если не сказать больше: выступают базисом взаимоотношения / противостояния между индивидуумом и государством.
Государство vs гражданин: как побеждать?
Никто не станет спорить, что озвучивая свои требования исключительно на бумаге, добиться чего-то существенного вряд ли удастся. Качественные изменения происходят тогда, когда есть прямое действие. И что не менее важно, это действие необязательно должно носить агрессивный характер.
Глава правления Хельсинского Фонда по правам человека в Варшаве Марек Новицки в своей работе «Види дій на захист суспільних інтересів» структурирует возможности, которое имеет гражданское общество в противостоянии с государством.
«Мероприятия, которые используются активистами с целью достижения цели (без применения насилия), более четкого соблюдения прав человека, большей эффективности в создании правового государства, устранения дискриминации, улучшения охраны окружающей среды или системные изменения функционировании государства, можно разделить на три группы: правовые, политические и общественные», – пишет правозащитник.
Под правовыми мероприятиями Марек Новицки понимает, как нетрудно догадаться, любые судебные тяжбы между активистами, общественными организациями с одной стороны и государством с другой. Кроме того поляк сюда же относит образовательные действия по инициативе правозащитников, направленные на повышение уровня знаний у населения в сфере прав человека.
Важно добавить, что когда гражданин обращается в какую-либо правовую институцию с официальным заявлением о нарушении прав человека, он должен очень четко формулировать свои претензии. Бывший Правительственный уполномоченный по делам Европейского суда по правам человека в Украине Юрий Зайцев отмечает, что, к примеру, если заявитель выбирает неправильную (ту, которая не соответствует обстоятельствам дела) статью Европейской конвенции по правам и основным свободам человека, дело там даже не рассматривают.
Идем дальше. Политические мероприятия включают в себя политическое давление (способы могут быть разные) и поиск политических союзников как внутри страны, так и за ее пределами.
Хорошим примером здесь могут служить баталии вокруг ЗУ «Про захист суспільної моралі». Для того чтобы подкорректировать проблемные моменты в законе, под давлением общественности и при содействии активистов в парламенте Украины была пролоббирована регистрация законопроекта № 6532 «Про внесення змін до деяких законодавчих актів України (щодо захисту суспільної моралі)». К сожалению, тогда представителям гражданского общества не удалось наладить полноценную работу с народными депутатами. Поскольку те голосование во втором чтении по вышеназванному законопроекту провалили – «за» было 12 человек. Большинство же – 377 народных избранников – просто проигнорировало процесс.
Под третьей группой мероприятий, именуемых общественными, Марек Новицки понимает организованные активистами гражданского общества акции протеста. В который раз подчеркивая, что действия эти должны осуществляться без применения насилия. Польский правозащитник структурирует этот подраздел, выделяя информационные кампании, акции гражданского неповиновения, коллективный саботаж и так далее. Однако на практике это имеет лишь одну цель: давление на государство посредством мирных выступлений.
Именно эти три компонента – правовые, политические и общественные мероприятия – можно считать тем фундаментом, на который могут опираться украинцы в борьбе за декларируемые европейскими институциями права.
Итог
Универсальность прав человека заключается в том, что они применимы практически к любой ситуации, где возникает конфликт на уровне «гражданин – государство». А в Украине, как известно, подобных ситуаций хоть отбавляй. Отсюда можно сделать вывод, что развитое гражданское общество и общественные организации нужны Украине. Без них нашу страну ждет участь «управляемой демократии» и территории, подвластной «последнему диктатору Европы»… Что не сулит ничего хорошего ни Украине, ни украинцам.
Статья была подготовлена в рамках программы «Розуміємо права людини».
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO