Кто бы мог подумать, что когда-нибудь о Донецке заговорят не только как о промышленном центре, но и как о культурной оси восточной Украины. Однако время не стоит на месте, активисты не сидят сложа руки, общественные институции работают, чиновники иногда действительно заботятся об имидже своих городов. В результате 30 июня шахтерская столица в тандеме с Луганском презентовали мероприятие под названием «Вторая смена. Ночь индустриальной культуры». Событие, скажем прямо, нешаблонное для здешних мест.

Сама идея создания «Ночи индустриальной культуры» принадлежит немцам. Впервые промышленный регион Рура стал своеобразным тренировочным центром для реализации творческих идей. Затем инициативу подхватили в Катовицком воеводстве, что в Польше. А уже в 2012 году мероприятие прошло одновременно сразу в трех странах: Германии, Польше и Украине.

Старт

Ровно в 18:00 возле выставочного центра «АртДонбасс» официальные лица объявили об открытии «Ночи индустриальной культуры». К микрофону подходили заместитель донецкого мэра Валентин Лактионов, арт-директор ХВЦ «АртДонбасс» Екатерина Калиниченко, Генконсул ФРГ в Донецке Клаус Цилликенс и представитель Немецкой организации международного сотрудничества (GIZ) Светлана Ковальчук.

Клаус Цилликенс выступает перед собравшимися

«Нужно сказать, что действительно идея создания такого праздника, проведения в нашем городе (Донецке – ред.) принадлежит уважаемому господину (Клаусу – ред.) Цилликенсу. Потому что очень много делается интересных проектов культурных, экономических в нашем городе благодаря Генеральному консульству Германии в городе Донецке», – заявила во время торжественного открытия праздника Екатерина Калиниченко.

Роль ФРГ в организации «Ночи…» преуменьшать не стоит. Однако было бы ошибкой не упомянуть, что мероприятие прошло в «городе миллиона роз» при непосредственной поддержке местных властей, Немецкой организации международного сотрудничества, а также титанической работе всевозможных активистов. И это если не принимать во внимание труд участников «Второй смены». Среди них: ПАО «НОРД», ХВЦ «АртДонбасс», Парк культуры и отдыха им. А.С. Щербакова и Донецкий областной краеведческий музей. Также не стоит забывать об экологах, которые организовали локацию на терриконе возле АС «Червоногвардейская».

К слову, сам Клаус Цилликенс венец творца примерять на себя не спешит. Представитель Германии уверен, что «Ночь индустриальной культуры» принадлежит местным жителям.

«Это именно ваш праздник, – считает Генконсул ФРГ в Донецке. – Это ваш праздник, это праздник людей, которые здесь живут, работают. Я надеюсь, что в будущем этот праздник будет развиваться с вашей помощью, с вашими идеями и вашими импульсами. Так, как и развивается этот праздник в Германии. Думаю, это очень важно было подчеркнуть. Это не такой уж и подарок какой-то администрации».

АртДонбасс и «партия воров»

После официальной части гости «Второй смены» и журналисты заполнили просторные залы художественно-выставочного центра «АртДонбасс». Дончан ждали всевозможные экспозиции картин, изделий из стекла и небольших скульптур. Кроме того прямо посреди «храма искусства» зрители могли послушать живую музыку в стиле этно.

АртДонбасс выставка

Вот как описала одну из тематических подборок живописи арт-директор ХВЦ «АртДонбасс» Екатерина Калиниченко: «На стенах вы видите работы, которые написаны художниками в 40-ых, 50-ых и 60-ых годах. Это советское время, социалистический реализм. Основной художественный метод, который использовался в искусстве Советского Союза, начиная с 30-ых годов XX столетия. Он был одобрен партийными органами и диктовал то, что нужно было писать. То есть то, что сейчас мы видим: это труд шахтеров, труд металлургов, труд обычных рабочих».

Донецк для меня – это партия воров

Не обошлось на мероприятии и без политики. По задумке организаторов, каждый желающий мог продолжить короткой и емкой фразой выражение «Донецк для меня это…». Один из первых посетителей не растерялся. Написал: Донецк для меня – это партия воров.

Галопом по локациям: в объективе «НОРД»

К большому сожалению, посетить все заявленные зоны «Второй смены» просто не представлялось возможным по физическим причинам. Это стало очевидным еще до того, как первый «Эталон» повез гостей к Донецкому областному краеведческому музею. Как следствие было принято решение сразу ехать на «НОРД», чтобы потом попасть на террикон. В конце концов, это были единственные в буквальном смысле индустриальные объекты из всех заявленных.

Ждать новой «партии» экскурсантов на проходной пришлось относительно недолго – 15 минут. Однако так везло далеко не всем, поскольку само путешествия по территории «НОРДа» занимало не меньше часа. Следовательно, если пропустил заход – гуляй в окрестностях. На предприятии не скрывали, что наплыва гостей не ждали. Думали, что все по старинке пойдут в парк Щербакова – на песни и пляски. Однако потрудиться экскурсоводам все же пришлось – жителей Донецка «НОРД» определенно заинтересовал.

Экскурсия по заводу началась с посещения павильона выпускаемой продукции. Оказалось, что на «НОРДе» делают технику не только собственной торговой марки, но и активно сотрудничают с такими брендами как Swizer и Zanussi. Однако сбывают ее наравне с торговой маркой «НОРД» практически по всему миру.

«У нас нет такого… Это экспорт, а это не экспорт, – рассказывает Руслан Пшедзял, Генеральный директор по административно-хозяйственным вопросам «НОРДа». – У нас идет 30% Россия, 30% дальнее зарубежье, имеется в виду и Италия, и Франция, и Германия, и другие страны Европы, 30% Украина и 10% — это страны СНГ. Узбекистан там, Казахстан».

Кроме того бытовую технику донецкого предприятия и, прежде всего, холодильники покупают в таких экзотических странах как Иордания, Афганистан и Куба.

Пшедзял в беседе с корреспондентом «Макеевка-INFO» кратко и емко описывает впечатление иностранцев об украинской продукции: «Берут».

И тут же добавляет: «Ну, не все так просто. Приходится бороться (за покупателя – ред.). Бывает такое, что к концу года рекламации приходят (от дилеров – ред.). Тоже ж у них кризис, тяжело продавать, они начинают нам выкручивать руки. Вот что-то их там не устраивает. Едем, доказываем, что у нас все хорошо, там на месте разбираемся. Ну, это рабочий процесс».

От дней сегодняшних группа плавно переходит к истокам завода «НОРД».

«История нашего предприятия началась с года 1963-го. И в декабре 63-го года родился вот этот замечательный холодильник «Донбасс», – рассказывает экскурсовод, при этом добавляя интересные детали о предприятии. – Задумывалось предприятие изначально не как завод (по производству – ред.) холодильников, а как завод по выпуску бочкотары оцинкованной. Но не успели достроить завод по выпуску бочкотары оцинкованной, планы партии и правительства поменялись, и решили, что в крае угля и металла должен быть свой холодильник».

Музей завода «НОРД»

В процессе экскурсии гости предприятия узнали еще много нового об истории «НОРДа», а на выходе из музея спели и станцевали – «индустриальщиков» поджидал местный коллектив народного творчества.

Однако самое интересное началось тогда, когда группа вышла на «финишную прямую». Иными словами, прямиком к цехам завода. Вряд ли кто-то станет опровергать мысль, что именно это было основной целью визита на «НОРД».

Цеха «НОРДа»

Оказаться на территории завода – это всегда интересно. Ведь здесь чувствуешь себя частью одного большого организма, элементами которого выступают как люди, так и машины. Подобное чувство посетило и во время экскурсии по цехам «НОРДа».

«Вот в этом цехе (на фото) из листового металла… Рулоны раскатываются, идет порезка… Панели: боковые, дверные. Тут чисто металл», – рассказывает по ходу дела все тот же Руслан Пшедзял.

Кроме того узнаем, что на предприятии львиная доля оборудования импортного производства. Специалист поясняет, что большая часть заводов-поставщиков либо «умерла», либо же не может угнаться за требованиями «НОРДа».

Террикон на Червоногвардейке

Под гул нордовских агрегатов есть о чем и поговорить, и подумать. Однако приходилось также не забывать, что в планах где-то мелькало посетить «рогатый террикон» возле АС «Червоногвардейская», что находится на территории Макеевки. С горем пополам и одной пересадкой (два автобуса постоянно курсировали между локациями) корреспонденту «Макеевка-INFO» все же удалось попасть на место «заседаловки» экологов, бардов и просто любителей отдохнуть у костра.

Ночь индустриальной культуры

Можно сказать, что локация «Террикон» оказалась самой демократичной и неофициозной из всех, которые имелись в программе «Второй смены». По сути сюда съезжались люди, чтобы отдохнуть – благо атмосфера располагала. В программе была экскурсия на вершину террикона, сбор мусора (по желанию), песни под гитару, игры в твистер и беседы у костра. Каждый выбирал то, что было ближе.

О критике, реальности и размышлениях

Как только «Ночь индустриальной культуры» была закончена, на просторах всемирной паутины плавно начали появляться материалы с негативным содержанием о мероприятии. Мол, организация была неудовлетворительная, некоторые локации отсутствовали, а одна и вовсе была перенесена. Скрывать не стоит: проблемы действительно были. Да и наличие непосредственно индустриальных объектов в программе ощущалось как-то слабовато. Однако вряд ли кто-то из критикующих знал, что некоторые заводы (в отличие от того же «НОРДа») просто не захотели пускать гостей на свое пространство. А местные власти, по информации «Макеевка-INFO», сами за день до мероприятия отменили одну локацию. Все это критикующих мало касается.

Тогда как на самом деле стоило бы констатировать: в Донецке прошло одно из самых масштабных культурно-индустриальных событий Европы. И пускай первый блин комом, но мероприятие под названием «Вторая смена. Ночь индустриальной культуры» состоялось. Именно эта мысль куда чаще верталась в голове, чем любые незначительные неувязки. Пока под ногами медленно тянулась дорога из Донецка в Макеевку… 

Автор: Филипп Анастасов

Фото: Макеевка-INFO

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *