Прозрачность сферы государственных закупок остается актуальным вопросом украинской системы государственного управления. Самые большие злоупотребления могут быть именно здесь. Поэтому доступность контроля со стороны общественности непосредственно влияет на чистоту растрат бюджетных организаций и на качество приобретенных ими продуктов и услуг.
В Украине открытость государственных закупок юридически закреплена. Так статья 10 Закона «Про здійснення державних закупівель» обязывает заказчика опубликовать на веб-портале уполномоченного органа tender.me.gov.ua объявление о том, что будет проводиться процедура закупки, квалификационную документацию или документацию конкурсных торгов, протокол, который фиксирует раскрытие предложений конкурсных торгов, квалификационных предложений, ценовых предложений. При этом в течение трех рабочих дней с момента раскрытия всей необходимой информации, еще и отчет о результатах проведения процедуры закупки. Если закупка происходит у одного участника, должно быть обнародовано обоснование применения именно такой процедуры.
Проблема состоит в том, что трудно найти данную обязательную информацию. На официальном сайте, указанном выше, система поиска очень сложная и часто не приводит к нужным результатам. Нет реестра закупок по организациям, что очень усложняет задачу. Все позиции скинуты скопом, поэтому надо уже знать первоначальные данные конкретного документа.
Но даже если вы нашли нужную вам закупку, не обязательно по ней будут обнародованы все процедурные документы. Данное утверждение доказывает анализ наличия документов по управлениям и отделам образования Донецка и Донецкой области с 2012-го по 2013 год.
Самыми серьезными нарушителями оказались управление образования города Донецка вместе с пятью его районными отделами. По первому за указанные годы опубликовано 57 позиций, из которых 8 закуплено у одного участника, 42 на открытых торгах с несколькими субъектами и 7 составляют запросы ценовых предложений. Отсутствие полной комплектации документов выявлено по 36 позициям, что составляет больше половины. Не опубликованы в основном отчеты о результатах проведения процедуры закупки (23 документа), также 10 протоколов раскрытия предложений конкурсных торгов, и 3 запроса ценовых предложений. Нарушения в большей части касались закупок общественного питания и продуктов.
Далее идет Пролетарский отдел образования, который из 53 позиций не опубликовал документации по 13. Особенность этого отделения образования в том, что зачастую по каждой закупке не хватает одного документа, тут же в основном по два. А именно указанные выше отчеты (9 документов), а также 6 обоснований применения процедуры закупки у одного участника.
Отдел образования Ленинского района имеет 43 позиции, в которых отсутствуют 7 отчетов о результатах проведения процедуры закупки. Отдел образования Куйбышевского района из 36 позиций не опубликовал 4 отчета. Ворошиловский отдел из 32 позиций не опубликовал 3 запроса ценовых категорий. У Кировского отдела образования из 48 позиций отсутствует 2 отчета.
Остальные отделы образования города Донецка – Петровский, Буденовский, Калининский и Киевский – выполнили все требования и предоставили нужные документы по всем своим позициям.
Из анализируемых управлений и отделов образования области самым большим нарушителем оказался Марьинский районный отдел. В 2012-13 годах опубликовано 25 позиций. Из них 4 документа отсутствуют. А именно: 3 обоснования применения процедуры закупки у одного участника и один запрос ценовых категорий. Управление образования Краматорского городского совета из 71 позиции не опубликовало всего один документ по документации конкурсных торгов. Артемовский и Ясиноватский районные отделения, а также Донецкое областное и Константиновское городское управления образования по всем позициям выложили нужные документы.
Итак, не смотря на требования закона, не все отделы и управления образования работают открыто для общественности. Чаще всего отсутствуют отчеты о результатах проведения процедуры закупки, протоколы раскрытия предложений конкурсных торгов, запросы ценовых категорий и обоснования применения процедуры закупки у одного участника. Из 16 отделов и управлений образования, которые попали под мониторинг и проводили закупки, 8 нарушили принцип открытости в той или иной мере. Наибольшими нарушителями являются Донецкое городское управление и Пролетарский районный отдел образования.
Автор: Валентин Красноперов
Фото: Макеевка-INFO