Сергей Карелин общественная организация Батьківщина
Тендеры в Донецкой области: есть где разгуляться

В не такие далекие 90-ые основным заработком для нечистых на руку людей был рэкет. Со временем бандиты поняли, что куда эффективней производить товар, нежели работать, образно выражаясь, в сфере услуг – крышевать чей-то бизнес. Такой подход принес свои плоды: массовую приватизацию, убийства директоров больших и малых госпредприятий, передел прав собственности. Но и на этом эволюционная цепочка «из грязи в князи» не закончилось. Вчерашние картежники, хулиганы, а иногда и уголовники осознали, что контролировать ключевой пакет акций конкретного завода не достаточно. Необходимо иметь доступ к законодательной базе, рычагам управления всей страны. Во-первых, это позволяло создать тепличные условия для своего бизнеса, а во-вторых, контроль всех государственных ветвей власти открывал небывалые возможности на внутреннем рынке посредством госзакупок от имени Украины. По сути, идеальный вариант для воровства – никакой стрельбы, никакой крови, а деньги тем временем плавно перетекают в нужном направлении.
 
Подобный механизм «заработка» начали массово применять не только крупные холдинги и промышленные комплексы, но и сошки поменьше. Так чиновники очередного богом забытого города N могут смело создавать фирмы, записанные на друга, брата, жену, и преспокойно покупать у них же необходимый муниципалитету товар по завышенным в несколько раз ценам. Можно смело утверждать, что сейчас в Украине основа коррупции кроется как раз в тендерных закупках. И именно этот пласт торговых отношений решили проанализировать в проекте «Реализация методики общественного мониторинга – основы прозрачности государственных закупок». В объективе – Донецкая область.
 
За ними следили
 
«Суть проекта – проводить общественный мониторинг деятельности тендерных комитетов, главных распорядителей бюджетных средств сумvами от 10 до 100 тысяч гривен при закупке товаров и услуг на потребности администраций и местных органов власти: областных и районных  госадминистраций, исполкомов, городских советов», – рассказывает Сергей Карелин, заместитель председателя Макеевской городской общественной организации «Батьківщина».
 
Во внимание общественников из Макеевки, работающих в тандеме с запорожской молодежной городской общественной организацией «Степ» и Центром политических студий и аналитики (Киев), попали Донецкая ОГА, Володарская, Великоновоселковская, Волновашская, Першотравнева, Красноармейская райгосадминистрации, а также горсоветы Донецка и Ждановки.
 
«Всего было направлено около 70 информационных запросов общих, и дополнительно еще около 20 уточняющих вопросов, – продолжает пояснять Карелин. – Тематика запросов была такова: обеспечение детей из многодетных и социально незащищенных семей и помощь им в подготовке к новому учебному году, потом обслуживание оргтехники в райадминистрациях, покупка оргтехники, сметы затрат на содержание администраций, ремонт стадионов и спортивных площадок, услуги связи, затраты на канцелярские товары и ремонт помещений администраций».
 
Не меняют партнеров
 
Как показал анализ экспертов, наибольшие нарушения крылись в выборе подрядчика и в сумме заключенных контрактов. Так, к примеру, Донецкая мэрия вот уже третий год подряд заказывает канцелярские товары у фирм «Культтовары+» и «Спортивный клуб С. Бубки». Не отстают от своих коллег из областного центра и сотрудники Першотравневой райгосадминистрации. Они с 2010 по 2012 год неразрывно сотрудничают с частными конторами «Ковалик О.Л.», «Саєнко В.В.»  и «Гамбург А.Г.» . Не меняет поставщика канцелярских товаров из года в год и горсовет Ждановки. На протяжении 2010 и 2011 года им оказался частный предприниматель «Єлецький С.М.». За 2012 год информация отсутствует. Кроме того властные мужи из соседствующего с Макеевкой города весьма своеобразно подошли к обеспечению муниципалитета услугами связи – заключили бессрочный контракт с частной фирмой.
 
«Если привести в пример город Ждановка, то там заключили бессрочный договор (на предоставление услуг связи – ред.) с ООО «Дейта-Трейд», хотя это является нарушением закона. Договор должен заключаться каждый год, но этого не происходит», – говорит зампредседателя общественной организации «Батьківщина».
 
Сумма контракта – 21 тысяча гривен. Примечательно, что в статистической таблице по услугам связи Ждановский городской совет оказался единственным, кто подписал договор с локальной фирмой. Тогда как Донецкая ОГА, Донецкий горсовет, Волновашская и Першотравнева райгосадминистрации решили сотрудничать в 2012 году с «Укртелекомом».
 
Нагрели руки
 
«Фундаментальная проблема заключается в том, что затраты средств при закупках от 10 до 100 тысяч гривен – это практически нулевой контроль со стороны общественности, – уверен Сергей Карелин. – Эти закупки никто не контролирует, эти закупки никто не показывает, они обычно решаются на месте главой администрации, и никто никогда ни до чего не докопается».
 
И действительно. Найти коррупционную составляющую в небольших контрактах не так-то и просто, как может показаться. Однако иногда смета говорит сама за себя.
 
Так, к примеру, в 2010 году все тот же Ждановский горсовет выделил 27 900 гривен на приобретение четырех компьютеров, 1 принтера Panasonic и трех МФУ. Тогда как в 2011 году на приобретение четырех компьютеров, одного монитора и 2 МФУ выделили 37,5 тыс. гривен.
 
«Если брать город Ждановка, мы давали запросы о закупках оргтехники, и выявилось такое, что у них компьютеры покупались, системные блоки за 6,4 тыс. гривен. На тот момент, это достаточно мощный компьютер, чтобы в 2010 году купить для канцелярии. Грубо говоря, печатные машинки столько не стоят», – делится полезной информацией эксперт из Макеевки.
 
Граждан здесь не ждали
 
Проект «Реализация методики общественного мониторинга – основы прозрачности государственных закупок» показал, что местные власти так-сяк дают ответы на запрос журналистов и представителей общественных организаций. Однако выбить ответ у чиновника рядовым украинцам составляет проблему.
 
Среди прочих проблем Сергей Карелин выделяет позицию Володарской и Великоновоселковской райгосадминистраций, которые с определенного момента просто перестали отвечать на официальные запросы. В тоже время Донецкий горсовет, желая обойти нормы закона «О доступе к публичной информации», создал сам для себя документ, которым ограничивал право доступа к аналитической информации. Под это понятие, разумеется, попадали чуть ли не все данные, которые по той или иной причине в мэрии не хотели открывать.
 
Данные, представленные в исследовании, в очередной раз лишь подтвердили очевидное – махинации во время проведения тендеров происходят. Однако жителей Макеевки наверняка интересует иной вопрос:  как с мелкими госзакупками обстоят дела в родном городе? Заместитель председателя Макеевской общественной организации «Батьківщина» ответил на этот вопрос следующим образом: «Дело в том, что проект этот именно аналитический. У нас немножко другие проекты будут по Макеевке, они будут связаны с органами самоорганизации населения. По данной тематике я пока ничего не могу сказать, именно по финансовому анализу. Если надумает наша команда, то, конечно, да, будем делать и по Макеевке».
 
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO

Категории: 

Похожие материалы

Оставить новый комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

  • Вы можете размещать PHP-код. Необходимо добавлять теги <?php ?>.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.