В феврале 2011 года строители Украины могли вздохнуть с облегчением – был принят закон «О регулировании градостроительной деятельности». По меркам не только действующей власти, но и общественников, документ имел все шансы стать передовым. Иными словами снизить до уровня статистической погрешности масштабы коррупции, ликвидировать группу бесполезных бюрократических механизмов, существенно сократить время на походы в разрешительные органы и внедрить систему «единого окна».
С тех пор прошло два года. А значит, настало время посмотреть, к чему привели инициативы действующей власти. Как и следовало ожидать, украинского строительного прорыва не получилось. Однако положительные моменты от внедрения законодательного акта все же присутствуют.
Результаты со стройплощадок
Сергей Тигипко, будучи на посту вице-премьер-министра Украины, уверял: новый закон поможет побороть коррупцию. А это, в свою очередь, удешевит строительство, привлечет инвесторов и, в конце концов, сделает приобретение нового жилья доступным для рядовых украинцев.
«Мы знаем, что строительство является определенным механизмом, который запускает экономику. Об этом говорят все экономисты. И поэтому для нас было важно посмотреть, что же случилось со строительной отраслью после того, как был принят в феврале 2011 года этот закон», – рассказывает Светлана Горина, руководитель экспертного совета Европейской исследовательской ассоциации.
Как показал анализ ERA, больше всего украинские строители в 2012 году сталкивались с коррупцией в момент ввода объекта в эксплуатацию (62% опрошенных респондентов) и при подключении к инженерным сетям (66%). Причем, по сравнению с 2008 годом, этот показатель только растет.
При этом в своем докладе Европейская исследовательская ассоциация отмечает положительные тенденции в связи с полноценным функционированием Центра предоставления административных услуг, который по большому счету выполняет функции «единого окна». Так, в частности, если в традиционной системе у 37% строителей требовали взятку, то в ЦПАУ не больше чем у 16%. Добровольные «подарки» также преобладают в классической системе – 31% против 12% в специализированном центре. Что еще важнее, опыт коррупции в старой системе растет из года в год. В то время как Центр предоставления административных услуг показывает отрицательную динамику. Что не может не радовать.
«Закон прогрессивный, закон меняет процедуру, но люди, как и раньше, используют все ту же коррупционную практику», – констатирует Светлана Горина.
Среди проблемных моментов принятого закона специалист, помимо всего прочего, выделяет еще одну существенную деталь: некоторые нормы документа попросту не выполняются.
«К примеру, смотрим на получение заказчиком или проектировщиком исходных данных и технических условий. Закон декларирует 10 дней. Мы видим 57 дней – так сказали наши респонденты, это усредненные данные. Прием объекта в эксплуатацию – тоже 10 дней декларирует закон. А что мы видим? Наши респонденты говорят, что это процесс, который занимает больше месяца – 37 дней. Ну, и наконец-то подключение к инженерным сетям. У нас был респондент, который сказал, что два года он этим занимался. Понятно, что это не является примером, но при этом в среднем – 80 дней», – приводит сухую статистику руководитель экспертного совета Европейской исследовательской ассоциации.
Нет коррупции. Есть человеческий фактор
В качестве закона «О регулировании градостроительной деятельности» не сомневаются донецкие чиновники. Однако не спешат соглашаться с его недостатками; находят им свое объяснение.
«Скажу Вам, Вы абсолютно правы, когда говорите, что количество людей, которые хотят дать взятку, выросло. Почему так? Мы не знаем. Потому что действует декларативный принцип. Здесь надо понимать и нашу украинскую ментальность. В том плане, что закон упростил для человека процедуру, а он идет на то, что вносит недостоверные данные в декларацию намеренно. Ему сказали, уже не надо делать проект вот в этом объеме, сделай проект в маленьком объеме, он и этого не делает. Если надо было отдать (за проект – ред.) 50 тысяч гривен, то сегодня и 500 не отдают, а просто пишут недостоверные сведения. И от этого уже возникают проблемы», – делится своим взглядом на ситуацию Дмитрий Самунин, замначальника юридического отдела Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Донецкой области.
Позицию Самунина разделяет и начальник Управления по вопросам выдачи документов разрешительного характера и предоставления административных услуг Донецкой облгосадминистрации Татьяна Ковалева. Она уверяет, что задержки с документацией часто-густо возникают по вине самих строителей, а не из-за желания чиновников получить «на лапу».
«Мы изначально обращаем внимание заявителя, что вот здесь у вас не так. А бывают признаки совершенно формальные. Декларация на начало выполнения строительных работ состоит буквально из трех-четырех листиков. Но если там написан телефон, то этот телефон там должен быть. А субъект иногда на это не обращает внимание. Или написано: указать фамилию, имя, отчество главного архитектора проекта, а пишут фамилию и инициалы. По формальным признакам инспекция (ГАСК – ред.) уже имеет право отказать. Казалось бы, ну не обратили внимания, а в итоге человек потерял 5 дней», – отмечает Татьяна Ковалева.
Она добавляет, что иногда строители отказываются исправлять недочеты даже тогда, когда на них четко указывают в Центре предоставления административных услуг. В результате бизнесмены получают отказ и сетуют на чиновников.
«Важно говорить о том, что есть отказы, – уверен Дмитрий Самунин. – Они есть и по объективным причинам. Даже если бы Вы пришли и не указали отчество свое, завтра вышли бы на улицу и сказали: «Вот я не указал отчество и по этой причине они, сволочи, дали отказ». Сто человек, которые с Вами стояли, услышали и подумали, что сволочи. Но причина глубже. У нас нет контакта с субъектом – и правильно, что его нет, исключает коррупцию, но зато есть база, которая без вашего отчества, даже если я захочу, не пропустит документ».
Архитекторский взгляд
Владимир Медведев, ныне занимающий должность заместителя начальника управления градостроительства и архитектуры в Донецкой облгосадминистрации, говорит, что принимал участие в разработке законодательного акта. Уверяет: документ получился превосходным. Правда, из-за спешки – сыроватым. А отсюда и ряд проблем.
«Закон очень хороший, но он дорабатывается, – считает Медведев. – Закон и сейчас дорабатывается, вот он у меня лежит весь почерканный, исправленный. И на сегодняшний день мы еще ждем одну поправочку в 24 статью, там будет исключен, по-моему, третий раздел. Речь идет о решении вопроса о предоставлении земельного участка, потому что у нас еще и это больная тема. Поспешили где-то, не урегулировали вопрос что раньше: яйцо или курица. Мы отталкиваемся от того, что человек приходит уже с землей, а иногда возникают вопросы немножко иного характера».
Однако представитель Донецкой ОГА сетует не только на закон. По его мнению, украинская ментальность также играет немаловажную роль. В качестве примера Владимир Медведев привел ситуацию, когда предприниматель захотел поставить киоск. Однако архитектор не дает добро, поскольку на том месте проходит линия теплосети и канализации. Человек сразу же пытается «решить» этот вопрос.
«То есть, надо воспитывать еще людей, готовить. Да, тебе все можно, но ты и имей какое-то чувство ответственности», – порицает Медведев.
Как часто бывает в таких случаях, мнение властей и общественников не сходятся. Если первые склонны называть закон «скорее хорошим», то последние – «скорее недоработанным». И все же руководитель экспертного совета Европейской исследовательской ассоциации Татьяна Горина считает: даже при смене политической конъюнктуры больше шансов, что будет доработан именно этот законодательный акт, а не написан новый. Следовательно, будущее украинской строительной отрасли видится не таким туманным, как может показаться. Причем, при любой политической обстановке.
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO