30 апреля состоялась презентация документального фильма «Неприкасаемые». На экранах – старые дома Донецка. Точнее, Юзовки. Гостиница «Великобритания», Женская гимназия Марфы Левицкой, усадьба Рутченко, дом купца Горелика, Английская школа, Рыковская больница – создатели «документалки» не обошли стороной, пожалуй, ни одного значимого здания Донецка.

«Два слова скажу, как родилась история создания этого фильма, – начинает приоткрывать занавес кинокартины Татьяна Орел, журналист, автор фильма «Неприкасаемые». – Я с удовольствием частенько заглядываю на сайт «Донецкий», получаю удовольствие от публикаций, от историй, которые там читаю, я очень ценю такой ироничный стиль (редактора сайта – ред.) Евгения Ясенова. Вот этот сайт и натолкнул меня на мысль сделать фильм об истории Донецка».

Однако «Неприкасаемые» появились не только ради фиксации исторической информации. Создатели документального фильма ставили перед собой и куда более амбициозную цель: обратить внимание всех без исключения дончан на проблемы старой Юзовки.

О «Неприкасаемых»

Так почему же все-таки неприкасаемые? Ответ на этот вопрос пытается дать сам Евгений Ясенов. Он, к слову, также является непосредственным участником «документалки».

«Единственное значение слова «неприкасаемые», которое есть в источниках, это название индийской касты, которая занимает самую нижнюю позицию по их иерархии. В них могут плевать даже собаки. То есть, ниже уже некуда. В общем, именно такая коннотация в название фильма и закладывалась. Действительно хотелось показать, что наши дома низведены до такого состояния, ниже которого может быть только разрушение полное и строительство на этом месте очередной «Плазы» (ТЦ Green Plaza – ред.)», – говорит Ясенов.

При этом он добавляет, что в названии присутствует и положительная интерпретация слова. В частности речь идет о том, чтобы старых зданий Донецка не коснулась «вредоносная рука».

«То есть неприкасаемые в хорошем смысле слова должны быть здания», – резюмирует Евгений Ясенов.

Окунуться в историю

Как показывает практика, положительная интерпретация слова «неприкасаемые» работает только в том случае, если здания попадают в надежные руки – то бишь оказываются в собственности банков и других влиятельных учреждений. Именно в таких случаях у памятников истории и архитектуры есть шанс выжить. Как минимум – гарантирован косметический ремонт.

А ведь историческая часть любого города – это его корни. Иногда по совместительству и лицо. Разрушая этот культурный ареал, мы в какой-то мере теряем связь с прошлым.

«Наверное, трудно любить человека, которого совсем не знаешь. Еще труднее любить дом – просто дом, облупленный, весь в трещинах – о котором ты не знаешь ничего, – философствует Татьяна Орел. – (Мне – ред.) хотелось сделать какую-то ассоциативную цепочку, проследить ее, чтобы жители Донецка, проходя, пробегая, проезжая мимо этих домов, не просто скользили взглядом или может быть даже не поворачивались в сторону этих домов, а относились к ним как к части нашей общей городской истории. И когда ты знаешь о здании такие вот подробности, о которых рассказано в фильме, ты к нему, к зданию, уже по-другому, мне кажется, относишься. Это уже не просто груда кирпичей серая от угольной пыли, а это уже дом, как человек, к которому хочется прикоснуться, поближе познакомиться».

Автор «Неприкасаемых» признается: ей не хватает исторических мест в Донецке, где можно просто погулять, провести выходной. Однако до начала создания донецкого Монмартра пройдет точно не один год.

Взгляд чиновников

Прагматично, сухо и спокойно смотрят на ситуацию с легендарными зданиями Донецка местные чиновники. По их мнению и официальным документам, с историческими объектами в шахтерской столице все в порядке.

«В городе Донецке имеется 22 памятника архитектуры, которые охраняются государством, их состояние находится на контроле в городском совете, и в управлении архитектуры и у меня лично. Из тех 22-х памятников архитектуры, все памятники находятся в прекрасном состоянии. Отремонтированы, произведена реставрация, реконструкция, ведется текущий ремонт», – заверяет главный архитектор города Станислав Ващинский.

 По его словам, единственное место, где остались проблемы, это так называемый Дом с башнями на улице Университетской. Однако и этот недочет чиновник обещает за ближайшие года два исправить.

Подвох заключается в том, что отнюдь не каждое старое здание в Донецке имеет статус памятника архитектуры. Аналогичная ситуация и со статусом памятника истории. Кроме того лишь малая часть всех исторических объектов имеет непосредственное отношение к эпохе Джона Юза.

«Любое здание становится объектом культурного наследия, когда отвечает двум критериям. Их можно назвать так: принцип историзма и принцип аутентичности. На счет аутентичности это может больше интересовать архитектуру, а нас, как историков, больше интересует документально подтвержденная связь данного здания или его части с происходящими в ту или иную эпоху историческими событиями. Или с историческими личностями, которые там прибывали, останавливались, жили, лечились и так далее», – поясняет Алексей Матченко, старший научный сотрудник Донецкого областного краеведческого музея.

Иногда, по словам Матченко, конкретное здание интересует как историков, так и архитекторов. К примеру, дом купца Горелика, гостиница «Великобритания», Братская школа. Однако куда чаще исторический объект не интересует никого, кроме общественников и краеведов-любителей.

Конкретные шаги по преодолению сложившейся ситуации предлагает все тот же Ващинский. Он уверен: без присвоения какого-то статуса зданию его спасение невозможно.

«Пока это все только эмоции, – отрезвляет Станислав Леонидович. – Если вы действительно хотите сохранить эти здания – то ли в первозданном виде, то ли как-то отреставрировано – им надо придать некий статус. То ли статус памятника архитектуры, то ли статус памятника истории. Если этого не будет, то все остальное останется благими пожеланиями, мы можем долго сидеть и говорить «ай как нехорошо, что они разрушаются» и на этом все закончится».

По задумке Станислава Ващинского, присовить статус конкурентным объектам можно через общественную организацию, которая должна выступить инициатором этого процесса. И если статус строения будет подтвержден, то тогда его реконструкцией может заняться местная власть.

«Если этого не будет, то мы сейчас обсудили, разошлись и забыли тему», – безапелляционно заявляет главный архитектор Донецка.

А что в Макеевке?

Казалось бы, если решить поднятую проблему сложно Донецку, то в Макеевке о ней и говорить не стоит. Однако в реальности дела обстоят куда интересней и веселее. Выяснилось, что в Макеевке, в отличие от большинства городов Донбасса, существует историко-архитектурный опорный план. Только памятников архитектуры там насчиталось 26. И это в семи исторических ареалах.

Аптека Зиновича Макеевка

«В центральном ареале 7 памятников архитектуры, – рассказывает Алексей Губанов, старший научный сотрудник Центра историко-архитектурных исследований «Архитектурное наследие» при ДонНАСА. – В Кировском ареале тоже 7 памятников архитектуры. Помимо этого есть еще ареал МакНИИ, есть еще ареал «Карбидная колония» так называемая, где Рудбольница, Пионерский парк (ныне Парк им. В.Г Джарты — ред.) и общежитие бывшей шахты «София» (в советское время шахта им. Батова – ред.). И есть еще ареал Ново-Чайкино и ЯКХЗ. (Там – ред.) компактные градостроительные образования своего времени и представляют ценность как объекты градостроительного и культурного наследия».

UniCredit Банк Макеевка

Губанов поясняет, что за достопримечательностями макеевчанам далеко ходить не нужно. Достаточно пройтись по пр. Ленина от ул. Московской и внимательно смотреть по сторонам.

«Это и банк (сейчас UniCredit Банк – ред.) напротив театра, жилой дом – точнее общественное здание – на Ленина, 59, дореволюционное здание на Ленина, 57 рядом с аптекой Зиновича. Потом статус имеет 11-ая школа – стоит на 22-ой линии по ул. Менделеева», – ведет виртуальную экскурсию Алексей Владимирович.

Из слов старшего научного сотрудника Центра историко-архитектурных исследований становится понятно: у Макеевки тоже есть своя архитектурная история. Может не такая маститая как у того же Донецка, однако тоже есть.

Правда, легче от этого «неприкасаемым» зданиям нашего города не становится. Здесь, как и в шахтерской столице, исторические постройки скорее нуждаются в реконструкции, чем пребывают в безукоризненном состоянии. А зная не понаслышке о реальном положении дел в макеевской казне, можно констатировать: в ближайшее время вряд ли что-то кардинально изменится.

Автор: Филипп Анастасов

Фото: Артур Биберин, Филипп Анастасов / Макеевка-INFO

 

От admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *