Пресс-конференция по биоэтанолу в Донецке
Поедем на спирте

За весь период независимости Украины вопрос об альтернативных источниках энергии поднимался не один раз. Однако дальше выступлений с трибуны и документов «о намерениях» дело не двигалось. Оно и не странно. Уже добрый десяток лет наша страна пытается решить свои энергетические проблемы точечными решениями, тогда как комплексный и в каком-то смысле революционный подход всегда остается на уровне проектов. Ведь он требует значительных финансовых вливаний, слаженной работы, политической воли и главное – не принесет сиюминутной выгоды. Последняя составляющая, можно сказать, является камнем преткновения всех украинских реформ.
 
И все же настал тот момент, когда внедрение инноваций оказалось не просто востребовано, но и жизненно необходимо. Речь здесь идет о замене традиционного топлива на топливо с определенной долей биоэтанола.  По сути, предлагается бензин и дизель развести спиртом. Уже с 2013 года, согласно ЗУ «Про внесення змін до деяких Законів України по виробництву та використанню моторних палив із вмістом біокомпонентів», рекомендуемый объем биоэтанола в топливе на украинских АЗС должен составлять 5%. В 2014 году такой процент будет нормой. Тогда как еще через два года «минималкой» станет 7% спирта в бензине.
 
По следам европейцев
 
«Все стараются как-то замещать нефтяную составляющую, потому что нефть, как вы знаете, когда-то закончится и надо искать альтернативу всему», – считает Андрей Макаренко, инженер-технолог компании «Агро-Нафта», производящей экологическое топливо под брендом Extra.
 
Схожей точки зрения придерживаются и в объединенной Европе. А иначе бы не поставили цель к 2020 году 20% от общего объема энергопотребления сделать возобновляемыми. При этом часть биоэтанола в бензине к тому же сроку должна составлять не меньше 10%.
 
«Каждая страна обсуждает и выбирает свой путь, который подходит именно ей. Если посмотреть в целом, то можно выделить, допустим, Швецию и Австрию, которые сделали полностью новое специальное законодательство, которое регулирует эти вопросы, – делится полезной информацией Наталья Еременко, руководитель проекта «Зеленое будущее промышленных городов Донецкой области». – Многие страны выбирают путь внедрения различных налогов. В Великобритании это частичное освобождение от налогов, в Швеции это так называемый «социальный налог» на традиционные виды топлива, в результате чего оно подорожало практически в три раза».
 
Среди прочих преуспевающих – Латвия, Финляндия, Португалия. Однако, по словам эксперта, именно программа Швеции признана самой амбициозной и эффективной. Соответственно, ее опыт имеет смысл изучать особенно активно.
 
Говорить о том, что Украина перенимает знания какой-то конкретной европейской страны, пока не приходится. Однако внедрение нового топливного закона – безусловно, шаг вперед.
 
Этот опасный и «вредный» биоэтанол
 
Как часто бывает в мировой практике, у масштабных преобразований в жизни общества всегда найдутся оппоненты. Не обошла эта тенденция и внедрение биоэтанола. К примеру, некоторые отечественные специалисты считают «спиртовой» бензин не только неэффективным и непредназначенным для «железного коня», но и вредным для окружающей среды. «Вредность» эта якобы превышает показатели даже обычного топлива, используемого для заправки автомобилей.
 
С такой позицией категорически не согласен эксперт-консультант по использованию биотоплива Андрей Ахновский, занимающийся наладкой двигателя для работы на биоэтаноле. Он поясняет, что экономический эффект от применения «разбавленного» на 5% бензина может быть и не сильно ощутим в масштабе конкретного потребителя, однако чувствуется на уровне всей страны. Более того, как специалист по наладке работы двигателя, Ахновский подчеркивает – 5% биоэтанола в  бензине безопасны для любой машины.
 
«Для автомобилей без датчика кислорода в выхлопе, он же лямбда-зонд, то есть это автомобили, которые не подстраивают автоматически смесь по сигналам этого датчика, действительно ограничен порог (спирта в бензине – ред.) 5-7%. По автомобилям с лямбда-зондом, а это, как правило, все инжекторные двигатели, они, как правило, могут нормально работать и адаптироваться самостоятельно на топливо с содержанием биоэтанола до 40-50%. Это подтверждается огромной практикой и опытом в Европе, и мы тоже проводили свои собственные исследования», – говорит Андрей Ахновский.
 
Поддает большому сомнению тезисы о пагубном влиянии биоэтанола на окружающую среду старший научный сотрудник Института физико-органической химии и углехимии им. Литвиненко НАН Украины, кандидат химических наук Сергей Суйков. Он уверен, что участие спиртосодержащих элементов в работе двигателя внутреннего сгорания ничего нового в сам процесс не привнесет. Даже наоборот – улучшит ряд внешних и внутренних показателей.
 
«Попадание в двигатель биоэтанола должно снизить температуру общую процесса сгорания, что приведет ко многим положительным результатам. Это будет лучше для двигателя, это будет лучше для выхлопа. Здесь (в процессе дискуссии – ред.) не упоминались NOx – оксиды азота. Чем меньше температура вспышки в двигателе, тем меньше выброс NOx. Причем, снижение будет довольно значительное, даже при небольших содержаниях этанола», – успокаивает Суйков.
 
Кроме того, по его словам, использование спирта в топливе позволит уменьшить выбросы бензапирена и формальдегида.
 
«С этой точки зрения добавка этилового спирта в бензин выглядит достаточно рационально, это хороший добротный шаг в сторону экологии наших городов», – резюмирует Сергей Юрьевич.
 
Сырье
 
Единственное, с чем могут действительно возникнуть трудности при внедрении нового закона в украинские реалии, это сам биоэтанол. Точнее, его количество. К примеру, по оценкам компании «Техинсервис», с 2014 года Украине понадобится 225 тысяч тонн биоэтанола. Это при условии, что его количество в топливе не будет превышать 5%. Тогда как сейчас поставщики способны выдать на рынок лишь 60 тысяч тонн сырья.
 
На нехватку спирта сетуют и в компании «Агро-Нафта». Однако выражают надежду, что принятый закон поможет стимулировать аграриев увеличивать поставки.
 
«Проблема есть сейчас по производству биоэтанола, не хватает в Украине сырья, – констатирует Андрей Макаренко. – Даже 5%, я думаю, существенно повысят и себестоимость, и все остальное. Потому что у нас сейчас рыночные отношения и если повышается спрос, то и производители (биоэтанола – ред.) не будут ждать, будут стараться заработать».
 
Хладнокровно к ситуации относится эксперт-консультант Андрей Ахновский. Говорит, что украинский АПК имеет большой потенциал.
 
«Со времен Советского Союза в Украине было больше 50 спиртзаводов, которые работали. Сейчас живых работающих спиртзаводов меньше 10, насколько я знаю. Думаю, потенциал для увеличения сырьевой базы хороший. Я имею в виду, что они же чем-то обеспечивались, каким-то сырьем», – подытоживает Ахновский.
 
Когда закон «о биоэтаноле» начнет работать в полную силу – пока неизвестно. Однако уже сейчас в Донецкой области существует три компании, занимающиеся производством топлива с содержанием биокомпонетов. Это «Биохимгрупп», «Азовская нефтяная компания» и «Агро-Нафта». А отсюда вывод, что жители промышленного региона наверняка не останутся за бортом качественных нововведений.
 
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO

Категории: 


Похожие материалы

Оставить новый комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

  • Вы можете размещать PHP-код. Необходимо добавлять теги <?php ?>.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.