Пресс-конференция по биоэтанолу в Донецке
Поедем на спирте

За весь период независимости Украины вопрос об альтернативных источниках энергии поднимался не один раз. Однако дальше выступлений с трибуны и документов «о намерениях» дело не двигалось. Оно и не странно. Уже добрый десяток лет наша страна пытается решить свои энергетические проблемы точечными решениями, тогда как комплексный и в каком-то смысле революционный подход всегда остается на уровне проектов. Ведь он требует значительных финансовых вливаний, слаженной работы, политической воли и главное – не принесет сиюминутной выгоды. Последняя составляющая, можно сказать, является камнем преткновения всех украинских реформ.
 
И все же настал тот момент, когда внедрение инноваций оказалось не просто востребовано, но и жизненно необходимо. Речь здесь идет о замене традиционного топлива на топливо с определенной долей биоэтанола.  По сути, предлагается бензин и дизель развести спиртом. Уже с 2013 года, согласно ЗУ «Про внесення змін до деяких Законів України по виробництву та використанню моторних палив із вмістом біокомпонентів», рекомендуемый объем биоэтанола в топливе на украинских АЗС должен составлять 5%. В 2014 году такой процент будет нормой. Тогда как еще через два года «минималкой» станет 7% спирта в бензине.
 
По следам европейцев
 
«Все стараются как-то замещать нефтяную составляющую, потому что нефть, как вы знаете, когда-то закончится и надо искать альтернативу всему», – считает Андрей Макаренко, инженер-технолог компании «Агро-Нафта», производящей экологическое топливо под брендом Extra.
 
Схожей точки зрения придерживаются и в объединенной Европе. А иначе бы не поставили цель к 2020 году 20% от общего объема энергопотребления сделать возобновляемыми. При этом часть биоэтанола в бензине к тому же сроку должна составлять не меньше 10%.
 
«Каждая страна обсуждает и выбирает свой путь, который подходит именно ей. Если посмотреть в целом, то можно выделить, допустим, Швецию и Австрию, которые сделали полностью новое специальное законодательство, которое регулирует эти вопросы, – делится полезной информацией Наталья Еременко, руководитель проекта «Зеленое будущее промышленных городов Донецкой области». – Многие страны выбирают путь внедрения различных налогов. В Великобритании это частичное освобождение от налогов, в Швеции это так называемый «социальный налог» на традиционные виды топлива, в результате чего оно подорожало практически в три раза».
 
Среди прочих преуспевающих – Латвия, Финляндия, Португалия. Однако, по словам эксперта, именно программа Швеции признана самой амбициозной и эффективной. Соответственно, ее опыт имеет смысл изучать особенно активно.
 
Говорить о том, что Украина перенимает знания какой-то конкретной европейской страны, пока не приходится. Однако внедрение нового топливного закона – безусловно, шаг вперед.
 
Этот опасный и «вредный» биоэтанол
 
Как часто бывает в мировой практике, у масштабных преобразований в жизни общества всегда найдутся оппоненты. Не обошла эта тенденция и внедрение биоэтанола. К примеру, некоторые отечественные специалисты считают «спиртовой» бензин не только неэффективным и непредназначенным для «железного коня», но и вредным для окружающей среды. «Вредность» эта якобы превышает показатели даже обычного топлива, используемого для заправки автомобилей.
 
С такой позицией категорически не согласен эксперт-консультант по использованию биотоплива Андрей Ахновский, занимающийся наладкой двигателя для работы на биоэтаноле. Он поясняет, что экономический эффект от применения «разбавленного» на 5% бензина может быть и не сильно ощутим в масштабе конкретного потребителя, однако чувствуется на уровне всей страны. Более того, как специалист по наладке работы двигателя, Ахновский подчеркивает – 5% биоэтанола в  бензине безопасны для любой машины.
 
«Для автомобилей без датчика кислорода в выхлопе, он же лямбда-зонд, то есть это автомобили, которые не подстраивают автоматически смесь по сигналам этого датчика, действительно ограничен порог (спирта в бензине – ред.) 5-7%. По автомобилям с лямбда-зондом, а это, как правило, все инжекторные двигатели, они, как правило, могут нормально работать и адаптироваться самостоятельно на топливо с содержанием биоэтанола до 40-50%. Это подтверждается огромной практикой и опытом в Европе, и мы тоже проводили свои собственные исследования», – говорит Андрей Ахновский.
 
Поддает большому сомнению тезисы о пагубном влиянии биоэтанола на окружающую среду старший научный сотрудник Института физико-органической химии и углехимии им. Литвиненко НАН Украины, кандидат химических наук Сергей Суйков. Он уверен, что участие спиртосодержащих элементов в работе двигателя внутреннего сгорания ничего нового в сам процесс не привнесет. Даже наоборот – улучшит ряд внешних и внутренних показателей.
 
«Попадание в двигатель биоэтанола должно снизить температуру общую процесса сгорания, что приведет ко многим положительным результатам. Это будет лучше для двигателя, это будет лучше для выхлопа. Здесь (в процессе дискуссии – ред.) не упоминались NOx – оксиды азота. Чем меньше температура вспышки в двигателе, тем меньше выброс NOx. Причем, снижение будет довольно значительное, даже при небольших содержаниях этанола», – успокаивает Суйков.
 
Кроме того, по его словам, использование спирта в топливе позволит уменьшить выбросы бензапирена и формальдегида.
 
«С этой точки зрения добавка этилового спирта в бензин выглядит достаточно рационально, это хороший добротный шаг в сторону экологии наших городов», – резюмирует Сергей Юрьевич.
 
Сырье
 
Единственное, с чем могут действительно возникнуть трудности при внедрении нового закона в украинские реалии, это сам биоэтанол. Точнее, его количество. К примеру, по оценкам компании «Техинсервис», с 2014 года Украине понадобится 225 тысяч тонн биоэтанола. Это при условии, что его количество в топливе не будет превышать 5%. Тогда как сейчас поставщики способны выдать на рынок лишь 60 тысяч тонн сырья.
 
На нехватку спирта сетуют и в компании «Агро-Нафта». Однако выражают надежду, что принятый закон поможет стимулировать аграриев увеличивать поставки.
 
«Проблема есть сейчас по производству биоэтанола, не хватает в Украине сырья, – констатирует Андрей Макаренко. – Даже 5%, я думаю, существенно повысят и себестоимость, и все остальное. Потому что у нас сейчас рыночные отношения и если повышается спрос, то и производители (биоэтанола – ред.) не будут ждать, будут стараться заработать».
 
Хладнокровно к ситуации относится эксперт-консультант Андрей Ахновский. Говорит, что украинский АПК имеет большой потенциал.
 
«Со времен Советского Союза в Украине было больше 50 спиртзаводов, которые работали. Сейчас живых работающих спиртзаводов меньше 10, насколько я знаю. Думаю, потенциал для увеличения сырьевой базы хороший. Я имею в виду, что они же чем-то обеспечивались, каким-то сырьем», – подытоживает Ахновский.
 
Когда закон «о биоэтаноле» начнет работать в полную силу – пока неизвестно. Однако уже сейчас в Донецкой области существует три компании, занимающиеся производством топлива с содержанием биокомпонетов. Это «Биохимгрупп», «Азовская нефтяная компания» и «Агро-Нафта». А отсюда вывод, что жители промышленного региона наверняка не останутся за бортом качественных нововведений.
 
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO

Категории: 

Похожие материалы

cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china