Макеевские шахтеры
О кабаках, шахтерах и вековом пьянстве (Фото)

Что мы знаем о том, как раньше пили макеевчане? Вероятно, практически ничего. Тогда как информация по данному вопросу есть в наличии. Задача состоит лишь в том, чтобы вычлинить ее из общего контекста и систематизирировать. Данная статья – это по сути робкая попытка структурировать сведения о питейных традициях Макеевки, зафиксировать особенности пролетарского быта и сравнить былое с настоящим.

Особенности заселения и культура пития

Не прибегая к длительному повествовательному монологу, стоит констатировать: население Макеевки по этническому признаку было весьма неоднородным. В частности после активных разработок угольных пластов, расположенных как в черте города, так и за его пределами, на макеевские земли хлынули переселенцы. Речь здесь идет о середине XIX века. Вот как описывает трудовых мигрантов в книге «Макеевка. История города (1690 – 1917). Том 1» Николай Хапланов: «Пришлые люди в основном с центральных российских губерний, в основном бессемейный, бесшабашный народ, не очень мирились с местными (украинскими – ред.) мужиками, которые пьянством, как они, не увлекались, в драках старались не участвовать, заработанную копейку несли домой, употребляли в хозяйстве».

Стоит сказать, что на шахтерские прииски стремились не только российские мужики Курской и Орловской области, но и этнические украинцы Харьковщины, Винничины, Черкасщины. Первые обзывали последних «хохлами». Те в долгу не оставались, и величали россиян «кацапами». Иногда, как пишет Хапланов, между двумя этническими группами вспыхивали конфликты. Нетрудно догадаться, что ситуация усугублялась после опрокидывания рюмки-другой.

К слову, об алкоголе. Вот как описывает пролетарский быт писатель Николай Петропавловский (Каронин), побывавший в шахтерских поселениях.

«Неделю кое-как шахтер просидит в шахте, а в праздник уж непременно напьется. При этом он горланит песни, бьет посуду, устраивает драку, разбрасывает по полу деньги, если они есть. А если нет, то закладывает шинкарю все, что имеет – фуражку, пиджак, сапоги, шаровары, рубаху. И пропивает часто решительно все, что имеет, кроме той ослизлой рвани, в которой работает».

Харчевня на шахте Буроз

По наблюдениям все того же Каронина, весь заработок горняка уходит с одной стороны на пропитание, с другой – на разгул.

Пояснить причины беспробудного пьянства пытается саночник Ефим – герой очерка «Под землей», вышедшего из-под пера писателя Александра Серафимовича. Бог якобы дал людям разнообразные растения и всякую живность для пропитания, а что трогать запрещено – спрятал под землей. Так как люди нарушили этот запрет, то и высшая сила карает их обвалами и пьянством.

«Неспроста, видно, в возникающих в те времена шахтерских поселках в первую очередь появлялись не школы, больницы и церкви, а многочисленные кабаки, которые несли кому-то прибыль, а кому-то погибель», – указывает в книге «Макеевка. История города (1690 – 1917). Том 1» Николай Хапланов.

Главная улица Дмитриевска

Посчитать сколько же всего было кабаков на территории нынешней Макеевки, оказалось задачей непростой. Однако имеются сведения, что в 1914 году в Дмитриевске (бывшее название Макеевки) имелось 6 рейнских погребов, 15 погребов русских вин, 11 пивных лавок, 13 трактиров и 3 казенные винные лавки.

Семейный очаг

Вопреки всем ожиданиям, женское население Макеевки, как указывают в различных источниках, отнюдь не спешило укрощать пьющих мужей. Наоборот – прекрасная половина человечества сама пускалась во все тяжкие.

«Невенчанной» прозвали Екатеринославскую губернию шахтеры, и прозвали по праву. Мало у кого из шахтеров здесь есть законные жены, – пишет в повести «Подземное царство» писатель Викентий Вересаев. – Из «незаконных» женщин есть здесь такие, которые все время, лет 15-20, живут с шахтером совсем, как в законном браке; другие живут с одним, и в то же время на стороне еще с пятью шахтерами валандаются; третьи, наконец, поживут месяц с одним, потом переходят к другому».

Писатель отмечает, что раньше бывали случаи, когда горняк, если ему надоедала жена, сбрасывал девушку в шурф, и дело с концом. А шурфов тогда было на донбасской земле не меньше, чем сейчас копанок.

В своей повести Викентий Вересаев в диалоге со своим героем Исаенко спрашивает у последнего, почему тот не выпишет в шахтерский поселок жену. На что Исаенко отвечает: «Сюда? Да если ей только мысль такая придет, я об нее все палки обломаю, какие на свете есть палки. Она тут в одну неделю так избалуется, что век не поправишь. Тут что честная, что нечестная – всем одна цена».

Далее уже сам Вересаев добавляет: «И Исаенко совершенно прав: что честная, что нечестная – всем здесь цена одна. Пьянство, разврат, наряды – вот их жизнь. Семьи здесь нет, нет совершенно. Нет и жены».

Таким образом можно констатировать, что пьянство было повальным явлением на макеевской земле. Причем, в не зависимости от пола человека.

Сухой закон и его последствия

В самом начале Первой мировой войны на территории Российской империи ввели «сухой закон». Очевидно, что подобные инновации пришлись по вкусу далеко не всем жителям Макеевки. Однако, как говорят в таких случаях, закон есть закон. Как оказалось, с введением подобной нормы на шахтах повысилась производительность труда, а руководители угледобывающих предприятий, принимая во внимание вышесказанное, даже направили правительству благодарственное письмо.

 

Центр Макеевки (Дмитриевска) 1912 год

Однако, что интересно. Кабаки и винные склады были закрыты полностью; за соблюдением закона следила не только полиция, но и военное ведомство. Правда, водку, вино и коньяк в ресторанах промышленных городов подавали как и прежде.

«Шахтерам туда ходу не было, – пишет в своей книге все тот же Николай Хапланов. – Но самые находчивые из них выход находили, за небольшую мзду брали у чиновников на временное пользование накрахмаленную манишку и спокойно проходили мимо строгого швейцара, который теперь принимал такового за «барина».

Далее Хапланов отмечает, что несмотря на все предпринятые меры, распитие алкогольных напитков продолжалось. Только теперь вместо привычной водки в ход шел денатурат и одеколон.

Озираясь на времена былые, и принимая во внимание настоящее, хочется отметить, что картина беспробудного пьянства на территории Макеевки по сути дела никуда не исчезла. Правда, приобрела иные формы и гораздо меньшие масштабы: уже не бросают в шурфы нерадивых жен, не устраивают массовые побоища между собой горняки, да и само шахтерское дело получило в обществе какой-никакой, а все-таки статус. Однако глядя на очередной безудержный запой в кабаках Макеевки, становится понятно, что проблему с вековыми корнями не так-то просто побороть.

Автор: Филипп Анастасов

Фото взято из книги Николая Хапланова «Макеевка. История города (1690 – 1917). Том 1»


Похожие материалы

cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china