Фонд «Изоляция» уже приучил своих постоянных посетителей и прессу к тому, что каждая новая выставка – это нечто необычное, неклассическое. Зачастую даже непонятное на первый взгляд. Подобное утверждение в полной мере может касаться и проекта «В поисках времени», в котором приняло участие 6 иностранных художников. Известные в кругах ценителей модернистского искусства люди постарались за определенный промежуток времени в каком-то смысле слиться с бывшим заводом изоляционных материалов, «переварить» это взаимодействие и выдать конечный продукт – арт-объект.
«В принципе, это проект («В поисках времени» – ред.) о перевоплощении пространства. О том, как перевоплощая пространство, мы перевоплощаем отношение к этому пространству и самих себя, – ведет философскую мысль руководитель и основатель фонда «Изоляция» Любовь Михайлова. – И это очень важно нам кажется здесь, в этом месте, на бывшем заводе остановленном. Для того чтобы понять его будущее и путь, куда мы идем».
Опустив витиеватость фраз, можно сказать, что «В поисках времени» – это взгляд художников на жизнь Донецка и развалины бывшего завода. Каждый пытался найти здесь нечто, за что можно зацепиться; что можно назвать словом «инсперейшен» – вдохновение.
Важно добавить, что новый проект фонд «Изоляция» организовал совместно с галереей Continua, что расположена в итальянском городе Сан-Джиминьяно. А на самой выставке помимо итальянских, английских и французских журналистов присутствовал и сам Лоренцо Фиаски – один из основателей Continua.
Несколько слов об идее совместной работы сказала все та же Любовь Михайлова: «Мы в декабре этого года с Лоренцо – у нас была встреча – и мы решили, что можем рискнуть и попробовать сделать эксперимент. И уже летом, в общем-то сейчас, хотели представить новый проект силами двух сторон».
«В поисках времени» начинается с экспозиции французского метра Даниеля Бюрена «21 дверь = 21 цвет». Суть работы заключается в том, что известный художник раскрасил двери выборочно по заводу в разные цвета. По замыслу автора, каждый цвет символизирует определенную атмосферу того или иного места. В частности конкретной двери. Кому-то такой подход придется по нраву, кому-то нет.
Здесь стоит добавить, что Даниель Бюрен создал на «Изоляции» еще несколько экспозиций. В частности работы под названием «Кабинка-фонарь» и «Цвета в сетках». Последнее, признаться, куда больше может заинтересовать рядового посетителя выставки.
От французского взгляда на бывший завод мы плавно переходим к аргентинскому. Леандро Эрлих создал на «Изоляции» два арт-объекта – «Банк» и «Невидимый поезд».
«У меня была идея создать целую историю, – рассказывает гость из Аргентины про инсталляцию «Банк». – Конечно, это игривая работа, но с другой стороны мне бы хотелось, чтобы это был и некий месседж. Мне кажется, что банк – это очень важная институция в этой стране. И участие зрителей в этом проекте, собственно говоря, и рассказывает эту историю, создает эту метафору, когда люди карабкаются по фасаду банка».
Присутствующие и правда были не прочь немного побаловаться – залезть на арт-объект Леандро Эрлиха.
К слову, у многих может возникнуть вопрос: почему банк? Сам аргентинец утверждает, что в Донецке его поразило обилие финучреждений. Следовательно, этот факт и был отражен художником.
Один из самых интересных арт-объектов выставки – это «Невидимый поезд» все того же Леандро Эрлиха. Когда-то газопроводная магистраль напомнила творцу мост для железнодорожного сообщения. Поэтому он и решил «пустить» по опорам виртуальный поезд. Для этих целей на конструкцию специально закрепили динамики.
Звук записывали сперва в Аргентине, однако выяснилось, что поезд звучит неестественно – не хватает украинской изюминки. Все дело в том, что на родине Леандро Эрлиха почему-то записали именно бесшумные электровозы. Звук отечественного тепловоза пришлось накладывать уже здесь.
Помимо «Невидимого поезда» аргентинца на фотографии в правом верхнем углу виднеется необычный предмет – работа Паскаля Мартина Таю. Бывшего камерунца, а сейчас гражданина Бельгии.
Сложно сказать, что жители Буденовского района оценят «помадную» инсталляцию художника, однако Паскаль непреклонен – объект имеет право на жизнь.
«После войны, насколько я понимаю, нужно было город (Донецк – ред.) приводить в порядок, то есть реконструировать его в послевоенный период. И, скажем так, «лошади», которые везли на себе, тянули весь этот груз – это были женщины. Ну и опять же, если говорить об этом городе, о его символах, то символ – это что? Роза… То есть, эта та территория на которой вот эта нотка (женская – ред.) постоянно присутствует», – объясняет почему решил взгромоздить помаду на заводскую трубу Паскаль Мартин Таю.
Нападки в неоднозначном подтексте работы «Преобразись!» автор из Бельгии отбрасывает. Говорит, что каждый видит в инсталляции то, что хочет видеть.
Автор работы «Танура» Моатаз Наср родом из Египта. В процессе общения с журналистами он рассказал, что в детстве был восхищен танцами суфистов.
«Как вы, возможно, знаете, суфийские танцоры одевают традиционную только для этих церемоний одежду, такие длинные волнообразные юбки. Когда они (танцоры – ред.) начинаются вращаться, эти юбки таким же образом, покрываясь волнами, вращаются вместе с танцорами. Только в Египте вы сможете увидеть именно эти цвета (на экспозиции – ред.). Потому что для вращающегося танцора важно не только его собственное наслаждение, переход в иную реальность, но и ему важно передать эту радость, которую он испытывает. И она передается при помощи этой прекрасной одежды, ярких цветов. И я хотел принести это сюда, чтобы любовь распространялась и здесь, и вы могли ее почувствовать», – рассказывает Моатаз Наср.
Здесь стоит добавить, что идея египтянина довольно точно вписалась в интерьер бывшего производственного объекта. Суфийские юбки напоминали вентиляторы. Создавая при этом тот еле слышный и единственный звук, какой можно услышать в цехе после рабочей смены.
После инсталляции Моатаза Насра весь журналистский пул отправился изучать работы Кадера Аттиа – уроженца Франции, ныне живущего в Германии и Алжире.
Одна из них – «Ce N’est Rein…» – находилась прямо в подвале главного здания «Изоляции».
«Это слова, которые по легенде Лев Толстой сказал, умирая на станции «Астапово». Не будем сейчас обсуждать степень правдоподобности обстоятельств смерти Льва Толстого, но речь идет о моменте вот этого вот перехода. Есть ли там что-то или нет… Попытка художника поразмышлять на эту тему», – рассказывает экскурсовод.
Проходя по длинному темному коридору, посетители выставки попадают в комнату, где и красуется надпись. В переводе означает «Там ничего нет». Плотная дымка, которая наполняет помещение, придает философский подтекст высказыванию…
Не лишним будет добавить, что у Кадера Аттиа есть в «Изоляции» еще и вторая работа под названием «Чем больше мы знаем, тем незначительнее мы становимся». Здесь, пожалуй, ничего не нужно говорить. Достаточно увидеть своими глазами. И, разумеется, подумать.
Можно смело утверждать, что экспозиция «В поисках времени» внесла свою лепту в трансформацию облика индустриальных пейзажей Донецка. Как эти изменения воспримут сами дончане – другая тема. А для того чтобы составить собственные впечатления о выставке необходимо как минимум ее посетить.
Автор: Филипп Анастасов
Фото: Макеевка-INFO