Мониторинг донецких СМИ
Донецким СМИ не хватает аналитических, «холодных» статей

«Современный читатель хочет, во-первых, быть в курсе событий, листая ленту новостей. Во-вторых, получать новость максимально полную и из «первых рук». В-третьих, доверять читатель будет только достоверному источнику» – так считает Валерий Кочуев, координатор проекта «Мониторинг публикаций в региональных СМИ для оценки соблюдения стандартов журналистики» в Донецкой области.
 
По его мнению, вся эта информация заинтересованному читателю необходима для того, чтобы составить свое собственное представление о событии, факте. Важна и аналитика, но, к сожалению, в СМИ появляется все больше материалов с признаками политического или коммерческого заказа. И для манипуляций чаще используется именно формат аналитического исследования.
 
«Хотя напрямую связывать аналитику и манипуляции, конечно, некорректно, – добавляет Кочуев. – Многое зависит от общего уровня познаний журналиста в теме вопроса, уровня его профессионализма, а также от степени открытости необходимой информации и, прежде всего, редакционной политики».
 
«В СМИ мало сбалансированных материалов, которые объективно представляли бы все стороны, не хватает полной информации о проблеме. В частности я сейчас имею в виду освещение вопроса о перспективах добычи сланцевого газа в Донецкой области, – продолжает мысль Валерия Кочуева другой эксперт проекта Сергей Бондаренко. – Вследствие этого нарушается целостность материала, что приводит к определенным манипуляциям».
 
Манипуляции, в свою очередь, негативно влияют на принятие конечного решения по тем или иным вопросам. Бондаренко считает, что донецким СМИ не хватает полноценных аналитических, эмоционально холодных статей, которые бы помогали человеку сделать осознанный выбор
 
Эксперт отмечает: надо признать, что существует и определенная проблема с наличием незаангажированных источников и экспертов по «газовому вопросу».
 
«Многие из местных специалистов в силу некоторых факторов (страх, корпоративная/политическая солидарность, непубличность, государственная тайна, цензура и т.д.) не могут предоставить полную и объективную информацию. Что с этим делать? Думаю, стоит собираться и вместе обсуждать ситуацию, нарабатывать общие механизмы, которые обеспечат получение полных данных, но обязательно в рамках действующего законодательства».
 
В свою очередь медиа эксперт, руководитель проекта по мониторингу региональных СМИ Светлана Еременко добавила: «Читатели бывают разными. Кто-то любит пространные аналитические статьи, другой ищет ленту новостей, третий читает только прогнозы погоды, телевизионную программу или сплетни о знаменитостях... Например, я информацию получаю из интернета, читая «Украинскую правду», «Телекритику», сайт Радио «Свобода», «Корреспондент» и другие. Аналитические материалы читаю в газетах «Зеркало недели», «День», журнале «Український тиждень». Могу сказать уверенно: главное, в чем нуждается читатель – это объективная сбалансированная информация. Причем, независимо аналитическая это статья или короткая новость. В то же время, как журналист и редактор с многолетним опытом, считаю, что манипулировать можно в любом материале, если неправильно расставить акценты, раскрыть проблему односторонне или привести комментарий одного эксперта».
 
По мнению Светланы Еременко, ситуация в Донецке (по результатам мониторинга) лучше, чем, например, в Харькове, где фактически нет незаангажированных медиа (кроме нескольких сайтов, которые пытаются быть объективными) или в Сумах, где коммунальные газеты «Сумщина» и «Білопільщина» дают до 60% заказных материалов. А сайт «СумыИнфо» является откровенным рупором власти.
 
«В Крыму, по мнению экспертов, СМИ больше, чем в других регионах, остались «советскими». Зато в Донецке есть «Остров», «Новости Донбасса», газета «Донбасс», – добавляет Еременко.
 
Аналитик отмечает, что, к примеру, сумские журналисты одной из проблем, которая влияет на качество контента в их медиа, называют «отсутствие сильной экспертной среды».
 
«Просто не хватает людей, которые могли бы дать компетентное альтернативное мнение о событиях, происходящих в регионе. Это не вина, а беда наших медиа», – говорят они.
 
Что касается Донецка, то здесь такой проблемы не должно быть. Другое дело, что журналисты по разным причинам не всегда ищут эти незаангажированные источники информации. Не хватает времени, считают, что читателю неважно или просто не используют в своей работе определенные стандарты журналистики.
 
«Кстати, по данным исследования медиа и медиааудитории, которое проводила компания InMind по заказу «Интерньюс Нетворк» осенью 2012 года, 56,8% граждан Украины умеют отличать заказные материалы от журналистских. Поэтому журналистам стоит об этом помнить», – подытожила Светлана Еременко.
 
Источник: Донецкий пресс-клуб

Категории: 


Похожие материалы

Оставить новый комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Поисковые системы будут индексировать и переходить по ссылкам на разрешённые домены.

  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

PHP code

  • Вы можете размещать PHP-код. Необходимо добавлять теги <?php ?>.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.